Мир высокой моды обзавелся новым узнаваемым трендом! Если раньше на подиумах лишь изредка «светились» 3D-печатная одежда, обувь или аксессуары, то с недавних пор они стали обязательной деталью коллекций каждого именитого дизайнера. Крайне редко сейчас встретишь фэшн-шоу, хотя бы отчасти не напоминающее выставку достижений аддитивного производства.

Как зародилось направление 3D-fashion? Станут ли созданные на 3D-принтере вещи казуальной частью гардероба? Поддерживают ли новый тренд российские дизайнеры?

Краткий экскурс в историю 3D-fashion

О 3D-fashion во всеуслышание заговорили в 2011 году, когда появились первые успешные образцы напечатанной на 3D-принтере обуви, а в рамках Парижской недели моды были показаны 3D-печатные летние платья от дизайнера Ирис ван Херпен. Но еще длительное время после первого успеха аддитивные технологии так и оставались в категории «для избранных» из-за дороговизны производства.

Вау-эффект, привлекший больше дизайнеров и ценителей моды к технологии, был достигнут в 2013-м. Добились его наряды, напечатанные на 3D-принтерах для звезды бурлеска Диты фон Тиз и эпатажной певицы Леди Гаги. Их эффектная зрелищность покорила множество сердец.

О том, что созданные на основе аддитивных технологий вещи могут быть удобны, общественность узнала благодаря экспериментам компании Nike. В их результате были созданы кроссовки с легчайшими подошвами Vapor Laser Talon Cleat и модель Zoom Superfly Flyknit, подарившая олимпийское «золото» американской бегунье Эллисон Феликс.

В 2014 году, когда аддитивное производство стало более доступным, независимая студия Nervous System презентовала свои гибкие украшения, напечатанные на 3D-принтере. Не остановившись на достигнутом, в 2016-м дизайнеры этой же компании бросили вызов fashion-сообществу своим ярко-алым кинематическим платьем из 3D-печатных чешуек. Выглядя буквально как вторая кожа, наряд поразил воображение масс.

Актуальное состояние аддитивного производства в моде

Если в рамки привычных к эпатажу модных показов технология 3D-печати вписалась довольно легко, то ее выхода в массы ожидали не многие. И все же это происходит прямо сейчас! Приведем в пример несколько проектов сферы 3D-fashion, реализованных за последнее время.

Дизайнер Алексис Уолш из Нью-Йорка декорируют созданную вручную одежду 3D-печатными элементами. Ее уникальные работы привлекли к сотрудничеству крупные бренды одежды (к примеру, Proenza Schouler) и произвели фурор среди американских и европейских ценителей моды.

Именитые производители одежды также заинтересовались платьем Loom от Марии Алехандры Моры-Санчес. Молодая дизайнер при его создании использовала текстиль и аддитивные технологии, что придало наряду особые свойства. Платье способно приспосабливаться к движениям тела, растягиваясь при необходимости, но не теряя при этом свою форму.

Итальянская студия aRks к лету представила коллекцию бикини Coral, которые были напечатаны на 3D-принтере. Белье вышло весьма откровенным, но при этом удобным, идеально сидящим на фигуре и экологически безопасным.

11–14 октября на неделе моды в Портленде (США) состоится показ коллекции 3D-печатных женских туфель. Создал уникальную обувь по индивидуальным параметрам стартап Feetz. Дизайн же был разработан Сетом Аароном. Туфли изготовлены из пригодных для переработки материалов.

3Dfashion в России

Первопроходцем сферы 3D-fashion на рынке РФ в 2014 году стала дизайнер Снежана Падерина. Ее эксперименты по созданию одежды с 3D-печатными элементами увенчались успехом и были высоко оценены за рубежом. Дизайнер и дальше продолжает испытывать возможности аддитивного производства при создании вечерних и повседневных нарядов.

Российский стартап Try.Fit создал технологию виртуальной примерки обуви. Сравнивая индивидуальный скан стопы с колодкой конкретной обувной пары, она позволяет клиенту удаленно подобрать свой идеальный размер. Проект уже сотрудничает с компаниями Adidas и «Эконика» в России, а также ведет переговоры с Nike и New Balance.

В стране существует и множество платформ, использующих аддитивные технологии для создания различных кастомизированных изделий, в том числе аксессуаров. К примеру, компания 3DPrintus, которая выбрала одним из направлений своей деятельности 3D-печать ювелирных украшений.

Константин Иванов – соучредитель 3DPrintus – уверен, что пока в России еще рано ожидать аддитивных технологий в массовом производстве. При этом он отмечает, что 3D-печать уже открыла отечественным дизайнерам и энтузиастам путь к воплощению смелых идей, чем они активно пользуются.

Глава Национальной палаты моды Александр Шумский, в свою очередь, заявил, что в 2035 году мировой fashion-рынок будет на 50% российским. Уже готова программа развития индустрии Fashion Net, согласно которой в стране запустят массовое производство умной одежды со встроенными гаджетами.

Одна из основных целей программы – создать в РФ систему обучения дизайнеров, которые смогут использовать высокие технологии в моде. Подобные курсы уже есть в Москве. В Британской высшей школе дизайна студентов знакомят с последними тенденциями сферы 3D-fashion и учат использовать 3D-печать для создания коллекций одежды, обуви и аксессуаров.

Соврем скоро сам процесс производства одежды и обуви изменится. Он будет состоять из цифрового моделирования, 3D-печати изделия и мгновенной онлайн-продажи с налаженной доставкой.

Каким будет будущее 3D-fashion-индустрии, наглядно покажут на ежегодной выставке-конференции 3D Print Expo 2017. 14 октября здесь состоится 3D Fashion Show, где будут представлены 3D-печатные работы известных мировых дизайнеров, в том числе Снежаны Падериной и Алексис Уолш. Не пропустите!

Другие интересные статьи из блогов